Кафедра теплотехники и энергетического машиностроения

ТиЭМ

Теория теплоты является теоретическим фундаментом развития двигателей летательных аппаратов. Эта органическая связь развития авиационной техники с теорией теплоты обусловила открытие кафед­ры теплотехники в Казанском авиационном институте в год его осно­вания (1932). Со дня ее основания и до 1964 года кафедру возглавлял профессор А.В. Болгарский, с 1964 г. по 1989 г. – профессор В.К. Щукин, а с 1989 г. по 2014 г.  – профессор Ю.Ф. Гортышов, а с 2014 г. профессор В.М. Гуреев.

Развитие авиационной и космической техники определило со­держание учебной и научной работы кафедры. В 30-е годы силами кафедры осуществлялось преподавание курсов термодинамики и авиа­двигателей. После создания кафедры авиадвигателей кафедра теплотехники обеспечивала подготовку студентов по термодинамике и те­пловым процессам, которая была необходима для понимания рабо­чих процессов поршневых авиационных двигателей.

В 30-е годы в нашей стране бурно развивалось авиадвигателестроение. Появилась острая нужда в инженерах, способных участво­вать в разработке новых авиационных двигателей. В это время в КАИ открывается факультет авиационных двигателей (1939 г.), в состав которого и вошла кафедра теплотехники.

В середине 40-х годов, когда в авиации осуществлялся переход от поршневых двигателей к реактивным, преподаватели кафедры на­чали преподавание курса теории теплообмена. В этот же период си­лами кафедры в КАИ впервые были прочитаны курсы теории газо­турбинных и ракетных двигателей. Некоторые разделы этих курсов были опубликованы. Так, в 1953 году в издательстве «Оборонгиз» было издано учебное пособие «Рабочие процессы в жидкостно-реактивных двигателях» (авторы А.В. Болгарский и В.К. Щукин), ко­торое было первым и в то время единственным учебным пособием по этим двигателям в нашей стране. В 1957 году было издано учебное пособие А.В. Болгарского «Расчет процессов в камере сгорания и со­пле жидкостного ракетного двигателя».

При проектировании летательных аппаратов для больших ско­ростей полета приходится принимать во внимание процессы тепло­обмена между воздухом и поверхностью летательного аппарата, а иногда и разрабатывать систему охлаждения некоторых его элементов. Поэтому теория теплообмена стала играть существенную роль при подготовке инженеров по летательным аппаратам, и этот курс вошел в учебные планы факультета летательных аппаратов. Курсы технической термодинамики и теории теплообмена в измененном объеме и с учетом профиля и специальности читаются и студентам других факультетов: с 1953/54 уч. года – на приборном, а с 1966/67 уч. года – на радиотехническом факультете, а также студентам вечер­него и заочного обучения.

Учебная работа кафедры по теплотехническим дисциплинам базируется главным образом на учебниках и учебных пособиях, из­данных преподавателями кафедры. Так, одним из основных учебни­ков по термодинамике и теории теплообмена является «Термодина­мика и теплопередача» (авторы А.В. Болгарский, Г.А. Мухачев, В.К. Щукин, издательство «Высшая школа»), выдержавший три издания в 1964, 1975 и 1991 г. При выполнении курсовых работ и на практи­ческих занятиях широко используется «Сборник задач по термодина­мике и теплопередаче» (авторы А.В. Болгарский, В.И. Голдобеев, Н.С. Идиатуллин, Д.Ф. Толкачев, издательство «Высшая школа»), из­данный в 1972 году. Авторы этих книг удостоены звания лауреатов конкурса научных трудов КАИ.

Лабораторная база кафедры начала создаваться в 1946 году. К этому году относится начало создания учебной лаборатории и ка­бинета двигателей внутреннего сгорания.

По курсу тепловых двигателей кафедра вела курсовой проект с широкой тематикой – от автотранспортных до поршневых авиационных двигателей. Этот проект являлся первым проектом по двигателям после общеинженерного проекта по деталям машин. Курсовой проект включал в себе тепловые, кинематические, динамические и прочно­стные расчеты и эскизный проект двигателя. В методическую разра­ботку и организацию курсового проектирования большой вклад внес старший преподаватель кафедры Н.К. Арсланов — ведущий препода­ватель по курсу тепловых двигателей. Им написано методическое по­собие по курсовому проектированию (1952 г.).

По мере развития лаборатории и кабинета там были представ­лены макеты различных двигателей внутреннего сгорания, начиная от автомобильных, танковых и кончая авиационными поршневыми и реактивными двигателями. Кабинет явился базой для изучения кон­струкции и курсового проектирования.

В лаборатории тепловых двигателей первыми были оборудова­ны установки с двигателями НД-22 и ХТЗ-Д8 (1946 г.). После уста­новки спаренного двигателя GМС (1947/1948 уч. год) весной 1949 года началась капитальная реконструкция лаборатории, связанная с перепланировкой и созданием фундаментов под двигатели. В этом же году были установлены на новый фундамент двигатели НД-22 и ХТЗ-Д8. Шло дальнейшее развитие лаборатории: с 1953 по 1954 год были установлены двигатели Л-6 и Рено, которые позже были заменены на Л-3; одноцилиндровый двигатель ОМС позже заменен на одноцилиндровый авиационный двигатель Сименс. Вплоть до 1960 г. шло развитие и усовершенствование этой лаборатории. Ос­новные работы по созданию и реконструкции лаборатории выполня­лись В.П. Лапиным (зав. лабораторией до 1951 г.), В.И. Патиным (зав. лабораторией с 1951 г.), Д.В. Ганневым, В.И. Голдобеевым, Х.К Абзалиловым, А. Фомкиным, Сибгатуллиным, Шмаковым, А.Ф. Крюковым.

В кабинете конструкции тепловых двигателей уже в 1948 году имелись двигатели     ГАЗ-А, ЗИС-5, GМС -60/46, АЕС, которые были препарированы и служили для изучения конструкции. Позже появились дизель 2Ч 13/18 и танковый дизель Б-2. В кабинете имелись стенды с деталями и узлами двигателей – шатунно-поршневая группа, механизм газораспределения, топливо-впрыскивающая аппаратура и т.п. К концу пятидесятых годов в кабинете были установлены разре­занные макеты авиационных поршневых двигателей – АШ-11, АШ-82 и      ВК-107.

По новому учебному плану (с 1964/65 уч. года) курс тепловых двигателей упразднен, но некоторые основы этого курса излагаются в расширенном курсе технической термодинамики. Часть оборудова­ния лаборатории тепловых двигателей передана в лабораторию тер­модинамики. Упразднены курсовой проект и кабинет конструкции по тепловым двигателям.

Далее были основаны лаборатория теплообмена, лаборатория термодинамики, лаборатория теории и техники эксперимента.

Лаборатория теории теплообмена была основана в 1949 году. Первыми в этой лаборатории появились установки для определения коэффициента теплопроводности сыпучих материалов методом «шар» и металлов — методом «стержень», для определения коэффи­циента излучения и исследования теплообменника «труба в трубе» в условиях прямотока и противотока. В дальнейшем шло непрерыв­ное развитие лаборатории, как по числу установок, так и по усовершенствованию существующих лабораторных работ. Особенно замет­ное развитие лаборатория получила в начале шестидесятых годов (1960-64 гг.). В это время лаборатория располагает 12 действующими учебными установками, которые могут обеспечить лабораторные ра­боты с общим объемом до 40-44 часов. Среди вновь созданных име­ются установки для исследования теплоотдачи в условиях свободной и вынужденной конвекции, в условиях кипения; для исследования заградительного охлаждения, для исследования влияния разреженно­сти газа на теплоотдачу, а также установки, в которых используются методы регулярного режима, ЭТА и ГТА. В создание лаборатории основной вклад внесли В.К. Щукин, А.А. Селезнев, В.И. Голдобеев, И.Г. Федоров, В.А. Филин, Н.С. Идиатуллин, А.Ф. Ковальногов, Ю.А. Посконин и лаборанты кафедры во главе с В.И. Патиным. Кроме устано­вок, в лаборатории созданы стенд изоляционных материалов и экспо­зиция теплообменников.

Лаборатория термодинамики была основана в 1956 г. Первыми в лаборатории появились установки по определению показателя адиабаты и изобарной теплоемкости газа и по исследованию рабочего процесса поршневого компрессора. Затем лаборатория получила но­вое развитие; вновь созданы установки по определению параметров состояния, скорости звука, по исследованию течения в сопле. В соз­дание лаборатории огромный вклад внесли В.И. Голдобеев, Г.А. Мухачев, Н.К. Арсланов, О.Ф. Сусеков и лаборанты кафедры.

Лаборатория теории и техники эксперимента была основана в 1963 г. Первыми в ней появились установка по испытанию вакуум­ных насосов и стенд для изучения вакуумных насосов и вакууммет­ров. В дальнейшем в действие вступали новые лабораторные установки: метод ЭГДА (1964 г.), измерение температуры на вращаю­щихся объектах (1965г.), испытание эжектора (1966г.). В создание и развитие этой лаборатории большой вклад внесли Н.С. Идиатуллин, И.И. Калмыков, ЮА. Посконин, В.С. Колкунов, Г.Ш. Шагимарданов, И.И. Мосин, Л.З. Абдуллин и лаборанты кафедры во главе с В.И. Пати­ным.

В 1984 году в строй действующих была введена учебная лабо­ратория по автоматизации экспериментальных исследований, а в 1986 году – учебная лаборатория по криогенной технике.

С появлением ЭВМ они широко используются не только в кур­совых и дипломных работах, но и для контроля качества выполнения основных видов учебной работы. Сначала это были «Наири», Д-38. Для контроля самостоятельной работы над наиболее важными разде­лами лекционной части курсов «Теория теплообмена» и «Термодинамика» разработаны по два контроля на ЭВМ, которые проводятся в диалоговом режиме. Аналогично для контроля качества выполнения лабораторных работ разработано более 30 программ для ЭВМ. Такие же программы разработаны для проверки качества выполнения кур­совых работ по «Теории теплообмена».

По курсам «Теория теплообмена» и «Термодинамика» были разработаны более 20 программ, которые позволяли студентам кон­тролировать свои знания при самостоятельном изучении лекционных курсов.

Быстрое развитие двигателей летательных аппаратов и много­образие физических явлений, которые определяют их рабочие про­цессы, делает необходимым широкое привлечение к разработке но­вых двигателей не только инженеров-технологов, но и инженеров-исследователей. Чтобы удовлетворить запросы народного хозяйства в таких кадрах, на факультете двигателей летательных аппаратов, на­чиная с 1962 года, по специальному учебному плану готовят инжене­ров-исследователей по специальности 0554 «Аэродинамика и термодинамика», а с 1989 года – по специальности 13.15 «Авиационная и ракетно-космическая теплотехника». Кафедра ТОТ – выпускающая по этим специальностям. Отличительными чертами этих специально­стей являются их усиленные физико-математическая, теплофизиче-ская и исследовательская подготовки в области авиационных и ракет­ных двигателей и энергетических установок.

Квалификация выпускников специальности позволяет выпол­нять расчетно-теоретические, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы не только в авиаракетостроении, но и других областях машиностроения. Они распределяются на предприятия, главным образом, федерального значения в Красноярск, Новоси­бирск, Омск, Свердловск, Н.Тагил, Н.Салду, Миасс; в города Повол­жья — Ульяновск, Казань, Наб.Челны – и Московской области – За­горск, Дубну, Коломну. Эти предприятия принимали до 90% выпуск­ников КАИ.

В учебном плане усилены дисциплины фундаментального ха­рактера и введены новые: основы научных исследований, теория и техника эксперимента, проектирование и оборудование исследова­тельских лабораторий, автоматизация экспериментальных исследований, основы криогенной техники, тепловая защита, теплообменные аппараты, курсовая научно-исследовательская работа.

По некоторым из этих курсов преподавателями кафедры подго­товлены и изданы учебные пособия: в издательстве «Энергоатомиздат» книга «Теория и техника теплофизического эксперимента» (ав­торы Ю.Ф. Гортышов и др.; под ред. В.К. Щукина, изд. 1-е, 1985 г., изд. 2-е, 1991). В издательстве КГУ издана книга «Научно-исследователь­ские лаборатории теплофизического профиля» (авторы Ю.Ф. Горты­шов и др.; под ред. В.К. Щукина, 1988). В РИО КАИ выпущено посо­бие «Планирование и организация научных исследований» (авторы В.К. Щукин, Ю.Ф. Гортышов, Н.Н. Ковальногов, 1986).

Совершенствование учебного процесса при подготовке инже­неров-исследователей составляет постоянную заботу преподавателей кафедры. Оно состоит в разработке учебного плана, увязке и форми­ровании учебных программ, подготовке методических и учебных по­собий по отдельным разделам курсов, проектов и курсовых работ, в изучении бюджета времени студента, в организации воспитатель­ной работы и т.д. Одна из научно-методических тем, разрабатывае­мых на кафедре, посвящена организации научно-исследовательской работы студентов. Она имела целью привлечь все кафедры, участ­вующие в реализации учебного плана, к выработке у студента опыта исследователя. За эти работы коллектив кафедры получил неоднократные награды и поощрения руководства института и министерства образования.

В 1990 году кафедрой проведена работа совместно с кафедрами ТПД и ВРД по организации на факультете новой специализации 13.02.07. – «Авиационные поршневые двигатели». Разработан план

работы факультета и учебные планы для трех специализаций, в том числе по специализации кафедры «Исследования и испытания ДВС». Эти планы были рассмотрены и утверждены на совете факультета осенью 1990 года, подготовлены учебно-лабораторная база и новые курсы для этой специализации.

С 1996 года на специальности 13.15 открыта специализация «Энергосберегающие теплотехнологии и энергоаудит». В 2002 году состоялся первый выпуск инженеров –  специалистов в области энер­госбережения.

В 2001 году на кафедре открыта новая специальность 10.08. – «Энергетика теплотехнологии», для которой разработаны новые учебные планы и рабочие программы, поставлены новые лекционные курсы «Теория теплотехнических измерений», «Источники энергии теплотехнологии», «Энергетический комплекс промышленных пред­приятий», «Термовлажностные и низкотемпературные технологиче­ские процессы и установки», «Теплотехнологические комплексы и безотходные системы», «Энергосбережение в теплоэнергетике и теплотехнологиях», «Энергетический аудит предприятий». Преподавателями кафедры подготовлены и изданы для этой специальности ряд учебных пособий.

На всех этапах развития кафедры направление научных иссле­дований тесно увязывалось с содержанием учебной работы. Парал­лельно с созданием учебных шло создание научно-исследовательских лабораторий.

Научно-исследовательская лаборатория кафедры. Почти все на­учно-исследовательские установки сотрудников кафедры монтирова­лись на отдельных площадках лаборатории тепловых двигателей; по окончании исследований эти установки демонтировались и их место занимали новые. Только определенная часть установок сохранялась и использовалась в учебном процессе; например, установка А.А.Селез­нева по вынужденной конвекции; установка для исследования излу­чения в условиях вакуума; но имеются установки, которые одновременно использовалось для учебных и научных целей; например, уста­новка для испытания эжектора.

В последующие годы в лаборатории созданы установки для изучения теплообмена закрученных потоков, для исследования высо­конапорных эжекторов и диатермического охлаждения, а также для испытания моделей эжекторных систем охлаждения судовых двига­телей.

В целях удовлетворения потребностей как учебных, так и науч­но-исследовательской лаборатории были созданы пять преобразова­телей электрического тока, передвижная установка с воздушным компрессором типа Руте, установка с двухступенчатым компрессором высокого давления и другое вспомогательное оборудование. Для вы­полнения хоздоговорных работ к лаборатории была подведена маги­страль сжатого воздуха высокого давления, а несколько позже и низ­кого давления от компрессоров кафедры турбомашин.

Затем было пристроено специальное помещение с целью раз­мещения установок для исследования теплообмена и гидродинамики потока в поле массовых сил.

Лаборатория топливной аппаратуры основана в 1948 г. В лабо­ратории были смонтированы установки для регулирования и испыта­ния топливных насосов, форсунок, насос-форсунок, установка для определения закона подачи и характера распыливания топлива. Соз­дание такой специальной лаборатории топливной аппаратуры было вызвано необходимостью повышения культуры эксплуатации дизе­лей, которые получили широкое распространение в народном хозяй­стве. Лаборатория функционировала на кафедре до 1965 г.

Научно-исследовательская лаборатория термодинамики обра­зована в 1960 г., тематика работ была связана с исследованием свойств реальных газов и их смесей, а позже – кинетикой фазовых переходов в потоке.

В 30-40-е годы основное научное направление кафедры было связано с исследованием термодинамических процессов во влажном газе. Эта многолетняя работа завершилась защитой докторской дис­сертации и изданием Госэнвргоиздатом монографии «Влажный газ» (автор А.В. Болгарский) в 1951 году. К этому же направлению при­мыкали исследования, связанные с разработкой методов кратковре­менного форсирования газотурбинных двигателей. В это время защи­тили кандидатские диссертации В.К. Щукин и В.Е. Алемасов (впо­следствии – академик РАН).

В 50-е годы термодинамические исследования были направле­ны на разработку методов расчета состава и свойств высокотемпера­турных многокомпонентных газовых смесей. В 60-70-е годы это на­учное направление развивалось в рамках исследований свойств ре­альных газов и их смесей под руководством доцента, к.т.н. Г.А. Мухачева. В этой группе работали ассистенты В.А. Бородин, к.т.н. Ю.А. Посконин, к.т.н. Ю.П. Метелин, к.т.н. О.Ф. Сусеков, к.т.н. Ф.Н. Дресвянников. В настоящее время термодинамические исследования связаны с изучением кинетики фазовых переходов. Эти работы были начаты под руководством к.т.н., доцента Г.А. Мухачева, а в настоящее время выполняются в научно-исследовательской лаборатории кафедры под руководством к.т.н., доцента В.Г. Тонконога. По ис­следованиям термодинамического профиля на кафедре защищены восемь кандидатских диссертаций (Дресвянников Ф.Н., Метелин Ю.П., Посконин Ю.А., Сусеков О.Ф., Абдюшев Н., Арсланова С.Н., Тонко­ног В.Г., Глухов В.В., А.А. Лопатин, А. Бакоуш, А.Г. Коченков). Сегодня в этом научном подразделении рабо­тают к.т.н., доцент В.Г. Тонконог, к.т.н., доцент С.Н. Арсланова.

Исследовательские работы по теории теплообмена начались на кафедре в 50-е годы. В то же время защитили кандидатские диссерта­ции Р.З. Алимов, Ю.П. Яковлев, А.А. Селезнев, Н.У. Бакиров, В.А. Петрикевич, С.А. Дружинин, А.К. Ребров (впоследствии – академик РАН). Они были посвящены исследованию теплоотдачи, осложненной про­цессами испарения и вдува, а также исследованиям теплоотдачи в каналах различной конфигурации.

В 60-е годы на кафедре сформировалось научное направление, связанное с исследованием теплообмена и гидродинамики потоков в полях массовых сил. В 1967 году по этой проблеме В.К.Щукиным была защищена докторская диссертация, а в 1970 году выпущена мо­нография «Теплообмен и гидродинамика внутренних потоков в полях массовых сил» (издательство «Машиностроение»). В 1980 году опуб­ликовано второе издание этой книги.

В конце 60-х – начале 70-х годов на кафедре выполнялись ис­следования систем диатермического охлаждения высокотемператур­ных объектов. По результатам этой работы Ю.П. Яковлев защитил докторскую диссертацию (научный консультант – проф. В.Е. Алемасов), В.Н. Друлис – кандидатскую.

В течение 60-х — 70-х годов на кафедре велись исследования ра­бочих процессов высоконапорных эжекторов, применяемых в качест­ве элементов систем охлаждения и в вакуумной технике. По резуль­татам этих работ на кафедре защищены четыре кандидатские диссер­тации (И.И. Калмыков, Ю.А. Бордовицын, Д.Х. Зайденштейн, И.И. Мосин), в 1963 году опубликована монография В.К. Щукина и И.И. Кал­мыкова «Газоструйные компрессоры» (издательство «Машгиз»).

В 70-е годы особенно успешно развивалось одно из направле­ний исследования процессов в полях массовых сил, связанное с за­круткой потока. По этому направлению защищены пять кандидатских диссертаций (В.И. Голдобеев, Ю.Ф. Гортышов, В.Г. Летягин, А.В. Ко­жевников, Г.Н. Тарасов) и докторская диссертация (А.А. Халатов). В 1982 году по итогам этих работ В.К. Щукиным и А.А. Халатовым была издана монография «Теплообмен, массообмен и гидродинамика закрученных потоков в осесимметричных каналах» (издательство «Машиностроение»).

Успешно развивались на кафедре также исследования процес­сов в полях массовых сил, связанные с разработкой расчетных мето­дов для процесса теплоотдачи двухфазных потоков в каналах с кри­волинейными траекториями движения теплоносителя. Необходи­мость исследования этой проблемы связана с применением двухфаз­ных рабочих тел в ракетных» двигателях твердого топлива и в испари­телях криогенных жидкостей с интенсификаторами. По результатам исследований теплообмена в полях массовых сил кандидатские дис­сертации защитили В.А. Филин, А.Ф. Ковальногов, А.П. Якшин, Н.Н. Ковальногов, А.И. Миронов, АЛ. Халатов, П.А. Поликаров, Ф.И. Шарафутдинов, С.Э. Тарасевич, В.Л. Романовский, А.Л. Русланов, С.Я. Коханова. Сегодня эти исследования проводятся под руководством д.т.н., проф. С. Э. Тарасевича.

С 1974 г. на кафедре стало развиваться новое научное направ­ление «Исследование и оптимизация систем охлаждения и термоста­билизации деформируемых элементов конструкций энергетических установок». Актуальность и необходимость таких исследований и раз­работок была вызвана в первую очередь созданием в это время тех­нологических лазеров. По этому направлению защищены 6 кандидат­ских диссертаций (В.И. Маратканов, И.М. Варфоломеев, П.Т. Гребен­щиков, Р.Р. Яушев, Г.Б. Муравьев, И.Н. Надыров) и докторская диссер­тация (Ю.Ф. Гортышов).

Широкое развитие на кафедре в 70-80-е годы получили работы, связанные с разработкой и исследованием рабочих процессов тепло­вых труб, в том числе гибких, с разработкой регенераторов газотур­бинных двигателей и систем охлаждения на тепловых трубах. По этой тематике защитили кандидатские диссертации И.И. Федоров, Н.В. Локай, Ю.В. Матвеев, И.В. Николаев, А.В. Гуськов. Возглавляли эти исследования доцент И.И. Мосин и доцент Ю.А. Посконин.

В 80-е годы и по настоящее время на кафедре активно ведутся теоретические и экспериментальные исследования по интенсифицированному теплообмену и энергосберегающим технологиям. Руководит этими работами профессор Ю.Ф. Гортышов. Многие исследования в области термодинамики и теории теплообмены, выполняемые на кафедре, входили в координационный план АН СССР по комплексной проблеме «Теплофизика» на 1975-1980 гг. и 1981-1985 гг., программы РАН, МОН РФ, проекты РФФИ.

По этому направлению защищены кандидатские (В.М. Гуреев, В.И. Иванов, И.А. Попов, Р.Д. Амирханов, К.Э. Гулицкий, М.К. Антипин, В.В. Глухов, Б.Б. Костылев, В.В. Гетман, Н.Д. Ахметов, О.В. Сухоруков, Аль-Мехриг Абдусалам Мохамед, Р.А. Усенков, А.В. Щелчков, А.А. Лопатин, Бакоуш Ахмед Монтасер Мохамед, А.Г. Коченков, П.Ю. Гортышов, А.И. Сабитов, Д.В. Рыжков, А.М. Ермаков, Р.Р. Гельманов, Р.Ш. Мисбахов) и докторские диссертации (В.В. Олимпиев, А.Н. Николаев, Б.Е. Байгалиев, Д.Н. Самойлов, И.А. Попов, В.М. Гуреев, В.А. Алтунин).

В 1986 г. коллектив преподавателей кафедры (Ю.Ф. Гортышов, В.И. Голдобеев, И.И. Калмыков, Н.Н. Ковальногов, В.А. Филин, В.К. Щукин) удостоен диплома Минвуза СССР за лучшую научную работу.

Часть исследований выполнялась коллективом кафедры по запросам предприятий г. Казани и Татарстана – Татэнерго, ТЭЦ-2, КАМАЗ, КМЗ «Союз», НИИ «Турбокомпрессор», НИИ «ВАКУУММАШ» и др.

За время существования кафедры подготовлено и защищено пятнадцать докторских и 104 кандидатских диссертаций. Докторские диссертации защитили А.В. Болгарский (1942); В.К. Щукин (1967); Ю.П. Яковлев (1971) – научный консультант академик В.Е. Алемасов; А.А. Халатов (1977), Ю.Ф. Гортышов (1986), Н.Н. Ковальногов (1989), С.М. Решетников (1990), С.Э. Тарасевич (1997) – научный консультант проф. В.К. Щукин; В.В. Олимпиев (1995), А.Н. Николаев (1999), Б.Е. Байгалиев (2002), Д.Н. Самойлов (2006), И.А. Попов (2008), В.М. Гуреев (2010), В.А. Алтунин (2011) – научный консультант проф. Ю.Ф. Гортышов; 19 кандидатских диссертаций подготовлены под руководством проф. А.В. Болгарского, 41 – под руководством проф. В.К. Щукина, 26 – под руководством проф. Ю.Ф. Гортышова, 5 – под руководством доц. Г.А. Мухачева, 5 – под руководством проф. В.М. Гуреева, 2 – под руководством проф. С.Э. Тарасевича, 2 – под руководством проф. Б.Е. Байгалиева, 1 – под руководством проф. Ю.П. Яковлева, 1 – под руководством проф. Ф.Н. Дресвянникова, 1 – под руководством проф. И.А. Попова.

Из бывшых аспирантов 15 человек защитили докторские диссертации, а четверо из них избраны в академии наук: проф. В.Е. Алемасов и проф. А.К. Ребров избраны в действительные члены РАН, проф. А.А. Халатов – в действительные члены АН Украины, проф. Ю.Ф. Гортышов – в действительные члены АН Республики Татарстан, а в 2012 г. он избран академиком – секретарем отделения математики, механики и машиноведения АН РТ.

Студенческая научно-исследовательская работа вне учебного плана выполняется в кафедральных кружках и секциях факультетско­го студенческого бюро (СКБ-2), работу которого кафедра курирует с 1965 года. Работой СКБ-2 руководили ГЛ. Шагимарданов, В.Г. Летягин, к.т.н. Ю.В. Матвеев, к.т.н. И.В. Николаев, инженер А.А. Аскеров. По результатам этих работ студенты опубликовали более 80 научных статей, получили восемь медалей ВДНХ, десять медалей и 12 грамот Министерства высшего и средне­го специального образования СССР, 74 диплома Министерства выс­шего и среднего специального образования РСФСР, 137 свидетельств участников ВДНХ.

В 60-е годы и в первой половине 70-х годов студенты в СКБ-2 проектировали и создавали мерительную аппаратуру для съема ин­формации с вращающихся объектов, а также разрабатывали различ­ные схемы малолитражных двигателей. Затем большая часть работ была направлена на создание тепловых труб, пригодных для исполь­зования в теплообменной аппаратуре и системах охлаждения.

Разработки сотрудников кафедры принимают участие в различ­ных Всероссийских и международных выставках — Москва, Казань, Пловдив, Минск, Лион, Брюссель, Париж и др., удостаиваясь при этом дипломов и медалей.

            В 2012 г. на VI международной научно-технической конференции в рамках АКТО-2012 от имени Федерации космонавтики России были награждены:

— медалью им. К.Э. Циолковского: Ю.Ф. Гортышов, В.А. Алтунин, Ф.Н. Дресвянников;

— медалью им. М.В. Келдыша: И.М. Баянов, Б.Е. Байгалиев.

            В 2012 г. на 47-х международных Научных Чтениях РАН памяти К.Э. Циолковского академик РАКЦ, д.т.н., доц. В.А. Алтунин был награжден международным дипломом и медалью им. Оберта космического агентства Германии.