Кафедра теплотехники и энергетического машиностроения

Основатель и первый заведующий кафедрой

А.В. Болгарский –

основатель и первый заведующий кафедрой в период с 1932 г. по 1964 г.

Основателем и первым заведующим кафедрой теоретических основ теплотехники КАИ был Андрей Владимирович Болгарский (1886-1967), уже тогда известный специалист по теплотехнике, а впоследствии – выдающийся советский уче­ный, обогативший советскую и мировую науку фундаментальными трудами в области термодинамики и рабочих процессов в двигателях.

Андрей Владимирович Болгарский относится к числу ученых, чья жизнь неразрывно связана с организацией и становлением Казан­ского авиационного института. Он – коренной волжанин: его детские го­ды и годы учебы в первой мужской гимназии прошли в Казани.

А.В. Болгарский родился в 1886 году в Казани в семье инженера-пу­тейца. Окончив 1-ю Казанскую гим­назию, Андрей Владимирович посту­пает в Казанский университет, потом продолжает обучение на механическом отде­лении Петербургского технологического института и с отличием закан­чивает его весной 1914 года.

После окончания Петербургского технологического института в 1914 г. он возвращается на Волгу: за­ведует землечерпалкой, занимает ряд административных постов на судоремонтных заводах и в мастерских. К этому времени относится и первая проба его пера – статьи «Механизация погрузочно-разгрузочных работ на Волге в современных условиях транспорта» (журнал «Вод­ный транспорт», 1925, № 9), «О нормах расхода топлива на дноуглу­бительных снарядах» («Вестник индустриального техникума повы­шенного типа», 1925, № 6) и др.

В 20-30-е годы начинается его педагогическая деятельность. А.В. Болгарский преподавал в Пермском речном техникуме, в Казан­ском политехническом институте, Казанском  индустриальном техни­куме,  в Вечернем  рабочем  университете,  в  Институте  хозяйства и ле­соводства,    в    Химико-технологическом     институте,    в Казанском энерге­тическом институте, во Втузе при заводе им. М. Вахитова.

 В эти же годы расширяются его творческие связи с промыш­ленностью: он был постоянным консультантом по теплотехническим вопросам в Госплане ТАССР и на многих предприятиях г. Казани.

К моменту организации Казанского авиационного института (1932 г.) за плечами Андрея Владимировича уже был богатый опыт инженер­ной работы и почти 13-летний стаж педагогической деятельности в вузах и техникумах г. Казани.

В период с 1932 по 1964 г. А.В. Болгарский бессменно руково­дил кафедрой теплотехники, а с 1964 г. работал профессором этой кафедры.

С первых дней работы в институте А.В. Болгарский стал веду­щим преподавателем по всем теплотехническим дисциплинам и ряду специальных дисциплин. Он читал лекции по технической и химиче­ской термодинамике, паровым котлам и котельным установкам, теп­лопередаче и двигателям внутреннего сгорания.

Одновременно с преподаванием в институте Андрей Владими­рович принимал самое активное участие в решении многих техниче­ских производственных задач. Результатом этой неразрывной связи с промышленностью явилась разработка и публикация целого ряда на­учных работ по вопросам водного транспорта, теплофикации, тепло­передаче и топливосжиганию.

В 1940 г. А.В. Болгарский заканчивает фундаментальную науч­ную работу «Термодинамика влажного газа», за которую в 1942 г. ученый совет энергетического института имени академика Г.М. Кржи­жановского АН СССР присудил ему, минуя степень кандидата, ученую степень доктора технических наук и в этом же году он получает ученое звание профессора.

Наиболее важные вопросы термодинамики влажного газа опуб­ликованы в вышедшей из печати в 1951 г. фундаментальной работе – монографии «Влажный газ».

Профессор А.В. Болгарский первым в институте читал лекции по теории газотурбинных двигателей и теории ЖРД, уделяя много внимания разработке теоретических вопросов по этим дисциплинам.

В результате большой плодотворной работы по вопросам реактивной техники Андреем Владимировичем было написано несколько учебных пособий по этим дисциплинам для внутриинститутского пользования.        

В 1953 году вышла из печати книга проф. А.В. Болгарского (в соавторстве с доц. В.К. Щукиным) «Рабочие процессы в ЖРД» (из­дательство «Оборонгиз»), которая явилась первым отечественным учебным пособием, как для студентов вузов, так и для инженеров.

Продолжая работу в этой области, Андрей Владимирович раз­работал метод графоаналитического расчета процессов сгорания и истечения в ЖРД, который был описан в его книге «Расчет процессов в камере сгорания и сопле жидкостного ракетного двигателя», опуб­ликованной в издательстве «Оборонгиз» в 1957 году.

В 1964 году проф. А.В. Болгарский совместно с доц. Г.А. Мухачевым и доц. В.К. Щукиным издал учебник по термодинамике и теп­лопередаче для авиационных институтов.

В 1966 году А.В. Болгарский совместно со своими учениками В.И. Голдобеевым, Н.С. Идиатуллиным и Д.Ф. Толкачевым закончил работу над задачником по термодинамике и теплопередаче, который был издан в 1972 году.

Андрей Владимирович был прекрасным педагогом. Его лекции отличались научной строгостью, четкостью, глубиной и полнотой излагаемого материала.

Проф. А.В. Болгарский уделял много внимания подготовке на­учных кадров. За свою научную деятельность он подготовил 19 кан­дидатов технических наук, 5 его учеников (В.К. Щукин, В.Е. Алемасов, Р.З. Алимов, Ю.Л. Яковлев, А.Л. Ребров) стали докторами наук, основа­ли свои научно-педагогические школы. Двое из них – профессор В.Е. Алемасов и профессор А.К. Ребров – стали впоследствии действи­тельным членами Российской академии наук.

Проф. А.В. Болгарский – активный участник содружества ра­ботников науки с производством. За большую помощь промышлен­ным предприятиям города Андрей Владимирович награжден почет­ной грамотой Президиума ВНИТОМАШ.

За плодотворную научную и педагогическую работу А.В. Бол­гарский награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени и орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В 1944 году ему было присвоено почетное звание Заслуженного деятеля науки и техники Татарской АССР, а в 1967 году – Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР.

Андрей Владимирович олицетворял лучшие черты русской интеллигенции – внимательность, чуткость, доброжелательность. Он не был ученым, замкнувшимся на своих научных проблемах: любил природу, музыку, интересовался новинками художественной литера­туры и новыми театральными постановками.

Проф. А.В. Болгарский – выдающийся советский ученый и пе­дагог. Его перу принадлежат 53 фундаментальные научные работы по различным актуальным вопросам теплотехники. Неоценим его вклад в становление и развитие технического образования в Респуб­лике Татарстан. Как отметил академик В.Е. Алемасов в своем докладе на собрании научно-технической общественности г. Казани 19 декаб­ря 2000 г., посвященном столетию технического образования в Рес­публике Татарстан, «Взаимодействие академика Г.М. Кржижановского (в период войны в г. Казань была эвакуирована группа институтов и крупных ученых АН СССР) и профессора А.В. Болгарского с соратниками привело к созданию Казанской научно-педагогической школы теплоэнергетики».

В.К. Щукин – заведующий кафедрой в период с 1964 г. по 1989 г.

 Виктор Константинович Щукин – крупный ученый в области тепломассообмена и рабочих процессов в тепловых двигателях. В.К. Щукин является автором более 300 научных и научно-методических работ, изобретений, в том числе 12 книг, изданных центральными издательствами Оборонгиз, Машиностроение, Высшая школа, Энергоатомиздат: три учебника, три монографии, четыре учебных пособия, две научно- популярные брошюры. Работы В.К.Щукина — плод глубокой мысли и научного мастерства, широко известны и часто цитируются как в нашей стране, так и за рубежом.

Профессор В.К. Щукин из той когорты блестящих профессоров, ученых и педагогов, которыми гордится Казанский государственный технический университет –  КАИ, неслучайно ему среди первых присвоено почетное звание – Заслуженный профессор КАИ.

Виктор Константинович Щукин родился 3 ноября 1921 года в г. Петровский Завод Читинской области (ныне Петровск-Забайкальский). В 1944 году он окончил моторный факультет в Казанском авиационном институте. Так случилось, что с детских лет он остался сиротой и, обучаясь, вынужден был добывать дополнительные к стипендии средства, работая грузчиком на пристани и складах Казани.

Блестящие способности, неиссякаемая жажда к знаниям, редкостное трудолюбие и упорство позволили ему не только отлично учиться в КАИ и получать персональную стипендию, но и быть всегда в гуще комсомольской жизни института: он возглавлял одну из студенческих бригад моторного факультета на строительстве оборонительных сооружений в 1941-42 годах, был секретарем комитета ВЛКСМ КАИ.

После   окончания   КАИ  Виктор  Константинович работал ассистентом, таршим преподавателем, доцентом, профессором.  Кандидатскую диссертацию он защитил в 1948 г., докторскую – 1967 г. В течение 25 лет В.К. Щукин возглавлял кафедру теоретических основ теплотехники Казанского авиационного института, разработал и читал оригинальные курсы теории теплообмена, химической термодинамики, тепловых двигателей, теории газотурбинных двигателей, теории жидкостных ракетных двигателей.

Его широкая научная эрудиция и инициатива, энергия и настойчивость в сочетании с недюжинным организаторским талантом способствовали тому, что руководимая им кафедра превратилась в одну из передовых. На кафедре сформировалась развитая лабораторная база и проведен широкий спектр научно-исследовательских, учебно-методических и научно-методических работ.

Талантливый педагог В.К. Щукин много времени, сил и энергии отдавал совершенствованию учебного процесса. Его лекции отличались новизной, мастерством изложения и логичностью. Им самим и под его научно-методическим руководством создан ряд новых, оригинальных учебных курсов по теории рабочих процессов в тепловых двигателях, теории теплообмена и гидродинамики в полях массовых сил, теории и техники теплофизического эксперимента, по основам научных исследований. На кафедре велась большая учебно-методическая работа, часто по новым, пионерским направлениям. Авторские методические разработки публиковались в печати, докладывались и получали неизменное одобрение на республиканских и всесоюзных конференциях.

Виктор Константинович был одним из инициаторов и основателей новой учебной специальности «Аэродинамика и термодинамика двигателей летательных аппаратов», по которой возглавляемая им кафедра стала выпускающей. Выпускники этой специальности успешно работали и трудятся сейчас на предприятиях Красноярска, Новосибирска, Омска, Екатеринбурга, Н. Тагила, Н. Салды, Миасса, Казани, Дубны, Сергиева-Посада. Многие выпускники возглавляют предприятия, стали докторами и кандидатами наук.

Научная деятельность В.К. Щукина вначале была связана с теорией реактивных двигателей. В кандидатской диссертации исследовались возможности кратковременного форсирования турбореактивного двигателя впрыском жидкостей в газовоздушный тракт. Позже им рассматривались также вопросы использования эжекторных систем в рабочем процессе турбореактивного двигателя. По материалам этих исследований Виктор Константинович совместно с И.И. Калмыковым издали монографию «Газоструйные компрессоры» (Изд-во «Машгиз», 1963 г.).

Коллектив преподавателей кафедры теоретических основ теплотехники под редакцией Виктора Константиновича выпустил первое в стране учебное пособие «Теория и техника теплофизического эксперимента» (Изд-во «Энергоатомиздат», 1985, 1993 гг.) и учебное пособие «Исследовательские лаборатории теплофизического профиля» (Изд-во Казанского университета, 1988 г.).

Начиная с 1960 года, В.К. Щукин вел исследования в области теплообмена. Основное направление этих исследований – теплообмен и гидродинамика внутренних потоков в полях инерционных массовых сил. Эта тема стала основой его докторской диссертации и предметом плодотворных исследований Виктора Константиновича и его учеников в течение длительного времени.

Многочисленные теоретические и экспериментальные работы Виктора Константиновича в этом научном направлении по значению и глубине с полным правом можно отнести к основополагающим фундаментальным исследованиям. Изучение гидродинамических и тепловых явлений, протекающих в условиях воздействия массовых сил, позволило получить весомые результаты – сформулировать дополнительные условия физического подобия, условия устойчивости и получить обобщенные соотношения для расчета теплообменных и гидродинамических характеристик.

В более поздних работах Виктора Константиновича и его учеников представлены результаты исследований физических процессов в полях массовых сил, связанных с разработкой расчетных методов для процесса теплоотдачи двухфазных потоков в каналах с криволинейными траекториями движения теплоносителя. Необходимость исследования этой проблемы обусловлена применением двухфазных рабочих тел в ракетных двигателях твердого топлива и в испарителях криогенных жидкостей с интенсификаторами. Изучены локальные, интегральные и турбулентные характеристики внутренних закрученных потоков в цилиндрических и сужающихся каналах при вдуве газа.

С 1974 г. на кафедре стало развиваться новое направление исследований и оптимизации систем охлаждения и термостабилизации деформируемых элементов конструкции энергетических установок. Актуальность и необходимость таких исследований и разработок вызвана, в первую очередь, созданием в то время технологических лазеров.

Широкое развитие в эти годы получили работы, связанные с разработкой и исследованием рабочих процессов тепловых труб, в том числе гибких, с разработкой регенераторов газотурбинных двигателей и систем охлаждения на тепловых трубах.

Результаты этих исследований использованы при усовершенствовании различных теплообменных аппаратов и устройств. Этой проблеме посвящен ряд монографий, в том числе «Теплообмен и гидродинамика внутренних потоков в полях массовых сил» (Изд-во «Машиностроение»), выдержавшая два издания (1970, 1980 гг.).

Яркой чертой научного и педагогического творчества В.К. Щукина являлась содержательность. Что бы он ни делал — от научной статьи или научно-популярной брошюры до монографии или учебника — он всегда обнаруживал те внутренние закономерности, тот специфический строй, тот принцип гармонии, что лежит в природе любого научного замысла. Поэтому все, что он делал, всегда было научно, лишено шаблона, ново и становилось открытием. Научное и педагогическое творчество В.К.Щукина всегда было содержательно и в смысле формы, и в литературном смысле. Его научные работы, методические разработки, лекции и выступления были ясны, лаконичны, а их структура тщательно продумана.

Научно-педагогическая работа Виктора Константиновича сопровождалась подготовкой научных кадров. Под его руководством выполнена и защищена 41 кандидатская диссертация. При консультации В.К. Щукина пять его бывших аспирантов защитили докторские диссертации.

Не только большим талантом, но и необыкновенным трудолюбием, целеустремленностью и энергией обладал Виктор Константинович. Это позволяло ему выдвигать новые идеи, воплощать их в своих многочисленных работах, лучшие из которых не стареют, не теряют актуальности со временем.

Виктор Константинович вел большую общественную работу. Он был заместителем председателя головного совета по авиастроению при Минвузе РСФСР, членом четырех специализированных советов по присуждению ученых степеней кандидатов и докторов наук, в трех из которых он являлся заместителем председателя, ответственным редактором межвузовского сборника «Тепло- и массообмен в двигателях летательных аппаратов».

В 1972 году В.К.Щукин был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель науки и техники ТАССР», а в 1980 году – почетного звания «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».

За успешную научно-педагогическую работу В.К.Щукин награжден орденом «Знак почета» и медалями, имел большое количество благодарностей от министров образования, авиационной промышленности, ректора института.

Описание жизни и деятельности Виктора Константиновича нельзя ограничить только фактами его научной и педагогической деятельности. Как всякая незаурядная личность, он обладал яркими, редкостными человеческими качествами — исключительной честностью и порядочностью, удивительной работоспособностью и эрудицией, превосходными организаторскими способностями. Виктор Константинович был очень обязательным человеком с высокой требовательностью, в первую очередь, к себе, но также и к тем, с кем работал и кем руководил. Проявляя требовательность, никогда не оставляя незамеченными необязательность или разгильдяйство, Виктор Константинович всегда был очень заботлив по отношению к своим ученикам и сотрудникам. Виктор Константинович любил природу, знал и ценил поэзию, сам писал стихи, летом любил выезжать на дачу, увлекался рыбалкой.

Ю.Ф. Гортышов – заведующий кафедрой с 1989 г. по 2014г.

С 1989 г. кафедрой заведует доктор технических наук, профессор Юрий Федорович Гортышов – крупный ученый в области тепломассообмена однофазных и двухфазных сред, исследования и проектирования теплообменных аппаратов, систем охлаждения и термостабилизации теплонагруженных конструкций.

            Юрий Федорович Гортышов родился 17 октября 1946 г. в Республике Татарстан, Заинский р-н, с. Поручиково. В 1964 г. он окончил с Золотой медалью Заинскую среднюю школу № 2 и поступил в Казанский авиационный институт на факультет двигателей летательных аппаратов, который с отличием окончил в 1970 г. по специальности «Аэродинамика и термодинамика».

            В 1974 г. он защитил кандидатскую диссертацию, в 1986 г. – докторскую, в 1988 г. ему присвоено ученое звание профессора. С 1989 г. он – заведующий кафедрой «Теоретические основы теплотехники», с 1993 г. – руководитель созданного в университете учебно-методического центра, с мая 1995 г. – проректор по учебной работе, с октября 1995 г. – проректор по научной работе, а с 11 апреля 2007 г. по 18 октября 2011 г. – ректор КГТУ им. А.Н. Туполева.

            Вся научная и педагогическая деятельность профессора Ю.Ф. Гортышова связана с КГТУ им. А.Н. Туполева (КАИ), где он продолжает традиции известной и авторитетной Казанской научно-педагогической школы теплоэнергетики и двигателестроения. Профессор Ю.Ф. Гортышов известен научной общественности как крупный ученый. Под его руководством защищены 7 докторских и 26 кандидатских диссертаций, им опубликовано более 400 научных работ, в том числе 9 монографий, получено 36 патентов на изобретения. Результаты работ, выполненных Ю.Ф. Гортышовым и его учениками, внедрены в практику работы ряда предприятий и КБ Республики Татарстан и за ее пределами в виде фундаментальных результатов, расчетных методик и программных комплексов, конструкторских разработок, а его лучшие разработки экспонировались на международных и российских выставках и награждены Золотыми медалями (Лион, 2001 г; Брюссель – Эврика, 2003, 2005 гг.; Женева, 2003 г.; Бангкок, 2004 г.; Москва, 2005 г. и др.).

            В этот период кафедра активно развивалась, на ней сложились ряд эффективно работающих научных направлений:

— Исследования и разработки в области интенсифицированного тепломассообмена в теплоэнергетическом и радиоэлектронном оборудовании;

— Исследования и разработки перспективных энергосберегающих технологий и энергоустановок;

— Гидродинамика и теплообмен двухфазных сред;                                                                  

— Разработка       и       исследований      компактных высокоэффективных  теплообменных аппаратов и систем охлаждения;

— Разработка и исследование систем метрологического учета, получения, хранения и транспортировки углеводородных и альтернативных видов топлива;

— Тепловые процессы в топливно-охлаждающих каналах двигателей и энергоустановок;                                                                          

— Диагностирование двигателей и энергоустановок.

            Начиная с 2003 г. по результатам общеуниверситетского рейтинга кафедра под руководством Ю.Ф. Гортышова неизменно занимает призовое, чаще всего первое место.

            За период работы проректором по научной работе КАИ он внес значительный вклад в развитие и повышение эффективности научно-исследовательских работ в университете. Годовой объем НИР за это время возрос с 4 до 178 млн. руб.; почти вдвое увеличилось число аспирантов и специальностей в аспирантуре; в 2,5 раза – число докторантов. Количество диссертационных советов возросло с 6 до 11. Активно развивалась инновационная деятельность университета.

            Возглавляя университет с 11 апреля 2007 г. по 18 октября 2011 г. Ю.Ф. Гортышов эффективно продолжил дело, начатое его предшественниками. Главное внимание коллектива ученых, педагогов и всего персонала университета было направлено на совершенствование учебно-воспитательного процесса, повышение эффективности научных исследований и на реализацию инновационно-образовательной программы (объем Федерального финансирования на 2007-2008 гг. составил 395 млн. руб. + 80 млн. руб. из республиканского бюджета).

            В 2009 г. под руководством Ю.Ф. Гортышова была разработана программа развития Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет наукоемкого машиностроения КГТУ им. А.Н. Туполева» на 2009-2018 годы.

            В октябре 2009 г. в результате Всероссийского конкурсного отбора разработанная программа была признана победителем в числе двенадцати ведущих Российских университетов. В результате этого КГТУ-КАИ получил статус национально-исследовательского университета с общим объемом финансирования 2 млрд. 715 млн. рублей.

            В этот период на новой территории университета завершено строительство универсального спортивного корпуса «Олимп» площадью 8000 кв.м., 50-ти метрового бассейна с игровыми и тренировочными залами площадью 7,2 тыс. кв.м.; футбольного стадиона с трибунами на 1500 зрителей, в завершающую стадию вступило строительство учебно-лабораторного корпуса № 2 площадью 18000 кв.м. Кафедры и лаборатории интенсивно оснащались современным оборудованием, проводились стажировки ученых и преподавателей университета в вузах Германии, Швеции, Израиля, Италии, США, Китая и других стран. Университет стал международно узнаваемым, имеющим собственное лицо в Европе. Он – единственный в Татарстане университет – член Европейской Ассоциации университетов (ЕАУ), первый и единственный Российский член Европейской Ассоциации Аэрокосмических университетов (PEGASUS).

            В настоящее время профессор Ю.Ф. Гортышов – академик-секретарь отделения математики, механики и машиноведения Академии наук РТ, заместитель главного редактора журнала «Вестник КГТУ им. А.Н. Туполева», член редколлегии международного журнала «Известия вузов. Авиационная техника», член экспертного совета ВАК РФ по энергетике, электрификации и энергетическому машиностроению и ряда докторских советов, председатель диссертационного совета Д 212.079.02.

            Ю.Ф. Гортышов  – действительный член АН РТ (2007 г.), РАЕН (2000), SAE (1997 г.) и академии наук авиации и воздухоплавания (1998 г.), лауреат Государственной научной стипендии выдающимся ученым России (1994-1996 гг.), лауреат премии Минвуза СССР за лучшую научную работу (1986 г.), лауреат премии Правительства РФ (2011 г.), награжден орденом Дружбы (2008 г.), Почетным золотым знаком Национального агентства контроля и сварки РФ (2010 г.), медалями им. Академика М. Янгеля, С.П. Королева, А.Н. Туполева, А.Ф. Можайского, им. К.Э. Циолковского, «В память 1000-летия Казани», Минобороны РФ «За укрепление боевого содружества» и «Почетный оружейник», Нагрудным знаком Президиума ЦК профсоюза работников народного образования и науки.

            Ю.Ф. Гортышову присвоены почетные звания: Заслуженный деятель науки и техники РТ (1992 г.), Заслуженный деятель науки РФ (2003 г.), Заслуженный профессор КАИ      (2007 г.).

 В.М. Гуреев — заведующий кафедрой с 2014 г.

Гуреев Виктор Михайлович

Дата рождения 23.07.1959 г.

Образование высшее. В 1983 году окончил Казанский авиационный институт им. А. Н. Туполева по специальности «аэродинамика и термодинамика».

Научная степень — доктор технических наук.

С 1983 по 1999 г. г. работал в Камском политехническом институте в должностях ассистента, старшего преподавателя, доцента кафедры «Гидропневмоавтоматика и теплотехника».

С 1999 года работал в Казанском государственном техническом университете им. А. Н. Туполева в должности доцента кафедры «Теоретические основы теплотехники».

С 2007 по 2011 г. г. — заместитель проректора по научной работе в Казанском государственном техническом университете им. А. Н. Туполева.

С 2008 по 2011 г. г. — начальник управления научно-исследовательских работ КНИТУ-КАИ.

С 2009 по 2011 г. г. — руководитель администрации Программы «Национальный исследовательский университет».

С 2012 года — проректор по научной работе КГЭУ.

С 2013 года — проректор по развитию КНИТУ — КАИ.

Автор более 150 научных и учебно-методических работ, двух монографий, более 30 патентов.

Научная специализация — альтернативная энергетика, теплонасосное оборудование.

Успешно руководил следующими работами:

Наименование темы
  1.  
2008г., «Разработка блока цилиндров двигателя КАМАЗ с опорной плитой (bed-plate) с использованием современных средств компьютерного моделирования и анализа»
  1.  
Кореное усовершенствование технологий энерго и ресурсосбережения в системах теплоснабжения нового поколения 
  1.  
Разработка и поставка опытного образца учебно-лабораторного комплекса «Энергосбережение и малая энергетика»
  1.  
Разработка и поставка опытного образца демонстрационного центра по специальности « Тепловые электрические станции»
  1.  
Сбор и первичная обработка информации для раздела «Наука и производство» комплексной системы информационного обеспечения респ.заказчиков, производителей и поставщиков товаров и услуг
  1.  
Расчет аэродинамических характеристик по упрощенной модели автомобиля КАМАЗ-5490. Расчет газодинамичных процессов во впускных и выпускных каналах головки блока двигателя экологического класса Е-5. Разработка и обоснование критериев верификации и валидации для ПО Логос
  1.  
Разработка трехмерной модели и конструкторской документации на роликолопастной насос
  1.  
2009г., «Оптимизация конструкции монолитной головки блока двигателя «КАМАЗ», включая расчет напряженно-деформированного состояния, гидравлический расчет системы охлаждения и газодинамический расчет системы впуска выпуска»
  1.  
2008-2009гг. «Исследование локальных характеристик тепломассопереноса и гидродинамики вскипающих потоков природного газа и водорода»
  1.  
2010-2013гг. «Разработка новой системы кондиционирования и воздушного теплоснабжения на основе турбодетандерной холодильной машины»
  1.  
В рамках выполнения федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического  комплекса России на 2007-2012 годы» Научно-технический проект с ОАО «НУР-ТЕХ» по созданию производства наномодифицированных погонажных изделий из пластика с древесным наполнителем;
  1.  
По постановлению Правительства РФ №218 «Реализация комплексного проекта по созданию высокотехнологичного производства, выполняемого с участием российских высших учебных заведений»Перспективные экологичные колесные транспортные средства с высокими потребительскими свойствами и низким уровнем эксплуатационных затрат