Кафедра теплотехники и энергетического машиностроения

НИРС

Ограниченный прием на специальность с исследовательским уклоном позволяет индивидуализировать процесс обучения. Студенты привлекаются к научно-исследовательским работам четырех выпускающих кафедр института — кафедр ТОТ, АДЭУ, спецдвигателей, ТМ и выполняют исследовательские работы, уровень которых различен и зависит от желания и способности студента.

Основная форма организации научно- исследовательской работы студентов специальности — учебно- исследовательская работа студентов (УИРС), предусмотренная учебными планами (в том числе индивидуальными), является обязательной для всех студентов. Подготовка студентов к УИРС обеспечивается специальными видами занятий (курсы «Основы научных исследований», «Теория и техника эксперимента» и др.), а также методикой преподавания фундаментальных и прикладных дисциплин.

Все студенты старших курсов (от третьего и выше) выполняют курсовую исследовательскую работу, которая является основной частью УИРС. По выполненной работе предусмотрена отчетность в форме реферата, отчета, доклада и итогового зачета.

Сроки и формы УИРС регламентируются комплексным планом НИРС, который действует в течение всего срока обучения студентов. Преподавателями кафедры разработаны также методы и способы его реализации.

На кафедре накоплен богатый и обширный опыт организации и проведения НИРС, который был изложен в конкурсной научной работе «Организация научно-исследовательской работы в технических вузах», которая в свое время была удостоена премии Министерства образования.

Кроме УИРС, во вне учебное время на кафедре студентами выполняется научная работа (НИРС).

Формы НИРС на кафедре

1. Кружки и секции СКБ-2 («ДВС поршневые и нетрадиционных схем», «Гелиоэнергетика и теплотехника») — 4-10 человек.

2. Работа в хоздоговорной лаборатории кафедры — 8-12 человек.

3. Работа в хоздоговорной тематической лаборатории СКБ-2 — 5-10 человек.

4. Исследовательская работа при прохождении производственной практики — 10-20 человек.

Последние годы на кафедре широко практикуется прикрепление студентов к преподавателям, аспирантам и научным сотрудникам в количестве одного-двух человек. Студент выполняет научную работу до окончания института. Тема дипломного проекта, как правило, формируется в течение первых двух лет.

В качестве основного показателя уровня НИРС используется ее результативность: публикации результатов исследования, положительные решения на изобретения, награды за участие в конкурсах и конференциях и т.д.

Студенты, занимающиеся НИРС на кафедре, ежегодно участвуют во всероссийских и региональных конкурсах, конференциях, выставках, оформляют заявки на изобретения, публикуют статьи и доклады.

Для повышения академической активности студентов кафедра предусматривает перенос части лекционных курсов на практические занятия, на которых излагаются основополагающие разделы курса, подкрепляющиеся решением практических задач. Студенты по каждой теме выполняют самостоятельные расчеты.

Особенностью организации учебного процесса на кафедре является реализация подготовки специалистов по многоуровневой системе высшего образования. Программа подготовки бакалавров составлена таким образом, чтобы после ее завершения бакалавр имел возможность перевода на курс инженерной подготовки или продолжения обучения по магистерской программе. Кроме того, бакалавр имеет право завершить обучение и начать трудовую деятельность.

Профессиональная программа обучения, тематика лабораторных работ, курсовых проектов и работ, практических занятий разрабатывается в соответствии с характером предстоящей практической деятельности специалиста. При этом предусматривается решение задач, приближенных по своему содержанию к реальным условиям производства и малого бизнеса.

Организация учебного процесса ориентирована на творческое овладение знаниями и навыками. С этой целью в учебный план введены дисциплины: «Современные социально-политические проблемы», «Экономические проблемы инновационного предпринимательства», «Промышленный дизайн», «Теория и техника теплофизических измерений» с научно- исследовательским курсовым проектом, «Патентоведение».

Исследовательский раздел является обязательным для всех дипломных проектов и работ, а до трети дипломных проектов и работ целиком посвящены фундаментальным и поисковым исследованиям. Ориентации учебного процесса на экспериментально- исследователь-скую и экспертизно-сертификационную деятельность способствует выполнение инженерных дипломных работ и магистерских диссертаций по договорной и бюджетной тематике.

Развитию творческой личности способствует система комплексного непрерывного технического образования: Казанский авиационный физико-математический лицей (№145) — кафедра — Казанское моторостроительное производственное объединение. Преподавателями кафедры ТОТ в лицее №145 более 10 лет читается курс «Основы инженерного творчества» и осуществляется руководство научной работой студентов-выпускников лицея. Кафедра и сегодня курирует работу студенческого конструкторского бюро, проводит олимпиады по специальности.

В учебный процесс заложено широкое использование компьютеров и современных компьютерных технологий. Для этого в учебный план введены дисциплины: «Информатика», «Теоретические основы математического моделирования», «Компьютерное проектирование», «Технология автоматизации теплотехнологических процессов», «Информационно- управляющие системы энергосбережения», «Оптимизация энергосбережения производственных процессов».